10 домов, которые домов в Петербурге, которые нужно увидеть хотя бы раз
Город на Неве известен на весь мир нетривиальной архитектурой. Практически каждый дом заслуживает внимания, но есть в Петербурге и такие постройки, у которых хочется остановиться, чтобы изучать их нестандартность. Выбрали для вас 10 таких шедевров: от дома с воздушными галереями до постройки, целый этаж которой убран в яркую мозаику.
1. Доходный дом Бака
В Петербурге можно найти дом с двумя галереями, парящими в воздухе на уровне второго и четвертого этажей. Коридоры галерей соединяют наружную и внутреннюю части необычного здания. При этом самое интересное, что попасть во вторую часть можно только лишь воспользовавшись галереей. Знакомьтесь, перед вами – доходный дом И. Бака. Стоит также отметить, что галереи - далеко не единственная особенность этого доходного дома. Его великолепная архитектура и внутренняя отделка поражает: есть здесь и богатые парадные, двор с ленточными балконами, великолепные витражами на окнах и мраморные лестницы. Любителю архитектуры здание явно придется по вкусу.
— ул. Кирочная, 24
2. Доходный дом герцога Лейхтенбергского
Улица Большая Зеленина — кладезь красивейших зданий. Ну а дом №28 смело можно считать жемчужиной этой улицы. Сразу же бросается в глаза огромное мозаичное панно. Оно состоит из пяти частей: здесь красуются поля, холмы, водные просторы, которые бороздит шикарный парусник. Такая работа заслуживает встать в один ряд с шедеврами знаменитых маринистов. Немного выбиваются из всего этого великолепия сюжеты с видами городских зданий и индустриальным пейзажем, объятым клубами дыма. Эту панорамную мозаику создали в 1905 году по эскизам художника Шелкового для светлейшего герцога Лейхтенбергского, которому и принадлежал необычный доходный дом.
— Большая Зеленина ул. 28
3. «Египетский дом»
При oднoм взгляде нa этот дом вспоминаются грoбницы фaрaoнoв, зaгaдoчные пирaмиды, сфинксы и мифы древнегo мирa. По сторонам подъездов стоят огромные статуи — скульптуры бога солнца Ра, а сам дом украшен многочисленными «египетскими» изображениями. Здание построил в 1911-1913 годах архитектор Михаило Сонгайло для вдовы статского советника Ларисы Ивановны Нежинской. Необычный вид здания связан с модой того времени на «ретроспективизм», пожеланиями заказчицы, а также вкусами архитектора.
— Захарьевская ул. 23
4. «Дом городских учреждений»
В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением) . Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент) . Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ) , а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений) . Фигурки вампиров, грифонов, химер, чертиков, паяцев и прочих мифических чудовищ – своеобразное эхо Средневековья в серой петербургской архитектуре.
— Вознесенский пр. 40-42
5. Доходный дом Иоффа
До наших дней дом на углу Загородного проспекта и улицы Рубинштейна сохранился в том обличье, какое ему придал архитектор Александр Лишневский в 1913 году, когда переделывал существующее здание в стиле, обращённом на славные традиции классицизма и модерна. Если взглянуть на дом сборку, то отчётливо видно, как его перспектива летит стрелой в пять углов и обрывается подъездом, где находится театральная касса. В XIX веке в доме жил начинающий поэт Николай Некрасов, который провёл здесь свою первую петербургскую зиму, будучи преподавателем. Так как в ту пору в доме находился пансион Бенецкого для мальчиков, его директор и предложил Некрасову преподавать воспитанникам правописание, историю и арифметику. Свои интересные суждения и впечатления о преподавании в пансионе поэт выразил в водевилях «Великодушный поступок» и «Федя и Володя».
— Загородный пр. 11
6. «Слеза социализма»
Дом по проекту архитектора А. А. Оля был построен как первая экспериментальная коммуна инженеров и писателей. Он должен был показать небывалый прорыв в будущее – коммунистический рай в обобществлении быта. В квартирах жильцов не было кухонь, вместо них полагалось питаться в столовой, рассчитанной на 200 мест. Санузлы были, но по одному на этаже. Среди горожан дом получил название «Слеза социализма». Впоследствии была проведена перепланировка, и каждая квартира получила отдельные кухню и туалет.
— ул. Рубинштейна, 7
7. «Дом из русской сказки»
Дом строил в 1899-1900 годах знаменитый на весь Петербург русский архитектор Николай Никонов, прославившийся как строитель церковных зданий: он возводил Покровскую церковь, «Братский дом» на Боровой улице, а также Иоанновский женский монастырь. В доме, который он начал делать для себя, отчётливо прослеживаются традиции, свойственные постройкам, которые можно было встретить несколько столетий назад в русских деревнях: роскошный растительный орнамент; остроконечные крыши; красиво обрамлённые изображениями цветов наличники; кровля и эркеры, выполненные в виде шатров. Декор дома создавался при помощи штукатурной отделки, обнаженной кирпичной кладки, разноцветных изразцов, которые в художественном беспорядке рассеяны яркими брызгами по стенам здания.
— Колокольная ул. 11
8. Доходный дом Полежаева
Громадный дом, украшенный башнями со шпилем, пилястрами и полуколоннами занимает большую часть квартала на углу Старорусской и Новгородской улиц. Это поражающее своей красотой здание было построено для хлеботорговца и купца 1-й гильдии Полежаева. В свое время этот дом даже стал декорациями для съемок фильма «Мастер и Маргарита». Доходный дом М. Н. Полежаева был построен в 1915 году по проекту инженера И. И. Яковлева. Здание привлекает внимание своей грандиозностью и необычностью. Прохожие сразу же подмечают башни со шпилями и кирпичную облицовку, исполненную в белом и малиновом тоне.
— ул. Старорусская, 5/3
9. Контора завода Новицкого
Этот дом на Садовой вырос еще в конце XVIII века, но сегодняшний вид он обрел в 1903 — 1904 годах, когда за его перестройку взялся архитектор Вильгельм Иоганн Христиан, а по-русски — Василий Васильевич Шауба. Он наделил дом всеми присущими модерну элементами, вложив частичку души. Так, фасад дома стал утопать в изящных орнаментах, скульптурных композициях и появились главные детали, которые привлекают взор буквально каждого прохожего — витринные балконы, увенчала постройку остроконечная башенка, которая нашла своем место в истории революции 1917 года, как огневая позиция юнкеров и офицеров-монархистов. Можно подумать, что такую пышную перестройку заказал какой-нибудь богатый сноб под галерею или магазин, но на деле здесь разместилась головная контора художественного металлолитейного и механического завода Э. Э. Новицкого. От того, каким здание выглядит сегодня, дом отличала большая вывеска, венчавшая фасад, а на брандмауэре был выполнен масштабный рекламный рисунок, рассказывающей о производстве Новицкого. Сегодня в здании разместился свадебный салон.
— Садовая ул. 21А
10. «Дом с башнями»
Фасад дома, чем-то напоминающего средневековый английский замок, украшают две массивные башни, благодаря которым дом и прозвали «Домом с башнями. Принадлежал дом К. И. Розенштейну, им же он и был построен вместе с А. Е. Белогрудом. Инженерное оснащение здания соответствовало самым современным требованиям той поры. На кухне квартир, располагавшихся под крышей дома можно было найти газовые плиты. В комнатах встроенные в стены шкафы, а во дворе были размещены гаражи. С 1921 года на нижнем этаже здания размещался кинотеатр, не раз менявший своё название: «Элит», «Конкурент», «Резец», «Арс». В 1972 году здесь начала свою работу студия Ленинградского телевидения, а с 1985 по 1995 год находился театр «Эксперимент». В 1996 году помещения были отданы новому творческому коллективу — «Русской антрепризе имени Андрея Миронова».
— Каменноостровский пр. 35